Ближний ВостокВоскресенье, Июль 31, 2011

Арабская весна и русская зима

Арабские государства и страныДва десятилетия тому назад конец советской власти привел к появлению в России новых свобод, а также к неспокойной экономической и политической жизни с ее резкими падениями и взлетами. Арабским странам следовало бы изучить опыт российского перехода. К перспективам арабских государств запад должен относиться реалистично, поощряя реформы и одновременно с этим оказывая противостояние в Сирии и прочих местах.

СССР рухнул под тяжестью застоя в государственной экономике, разочарования в обществе и цинизма в идеологии. Скромные реформы Михаила Горбачева, последнего советского руководителя, породили надежду, однако не смогли перестроить ужасно неэффективную и косную систему.

Россия, катапультировавшись в независимость, не имела ни всеобщего согласия относительно реформ, ни плана, зато у нее был Борис Ельцин, свободно избранный президент. Он дал молодым реформаторам полномочия, и они приступили при помощи Соединенных Штатов и Международного валютного фонда к осуществлению смелой программы шоковой терапии.

Большая часть цен бала освобождена, рубль получил плавающий курс. Организовать поставки продовольствия удалось благодаря быстрым действиям, а также, пусть и с большим трудом, удалось избежать банкротства власти. Однако инфляция, возникшая впоследствии, привела к резкому снижению уровня жизни, «съев» накопления. Приватизация экономической государственной собственности посредством ваучеров была очень хитро организована, и бедное население за гроши продало свои ваучеры.

В Тунисе и Египте, в отличие от России, технократов западного стиля гораздо больше, однако законные правители там отсутствуют. И пока они не появятся, государственная власть этих стран будет терпеть неудачи, а экономика – скользить вниз.

Арабским государствам, находящимся на переходном этапе, следует незамедлительно привести легитимных лидеров к власти и остановить ведущую к опустошению казны политику. Египет, к примеру, обременен правлением высших военных руководителей, хорошо окопавшихся, расточительными субсидиями на электроэнергию и разбазаривающим ресурсы, огромным  государственным экономическим сектором.

На раннем этапе своего правления Ельцин и Владимир Путин, его приемник, начали реализацию крупных реформ, но отступили, когда в контрнаступление на них пошли деловые влиятельные круги с особыми интересами и правами и коррумпированные силы. Несмотря на то, что выросли доходы населения, благодаря незавершенным реформам Россия осталась в чрезмерной зависимости от газового и нефтяного экспорта, за счет которого приходится обновлять инфраструктуру и поддерживать бюджет.

Арабские лидеры, придя к власти, должны иметь готовые планы реформ на руках и приступать к активным действиям немедленно, прежде чем политический медовый месяц закончится. Конкурентная и прозрачная приватизация экономической государственной собственности должна стать первостепенным приоритетом. Каждая отрасль, каждый сектор должны быть открытыми для иностранных инвестиций, за небольшим исключением активов, составляющих истинные интересы национальной безопасности.

Следует быстро модернизировать коммерческие правила и законы, приведя их в соответствие с нормами и законами Евросоюза, который является жизненно важным арабским экономическим партнером. При этом экономическую независимость необходимо защищать. Весьма мудро Европейский Союз обещает своим соседям с юга «деньги за реформы».

Но большой благодарности за такую помощь Западу не следует ждать. Запад зимой 1991-1992 года срочно начал направлять России продовольственную и медицинскую помощь, но зачастую люди в этом усматривали лишь унижение своего народа и страны. Аналогичным образом отреагируют многие гордые арабы. Свои решения относительно предоставления помощи Запад должен основывать на долгосрочных интересах в процветающем и свободном арабском мире, а не на попытках завоевать друзей. Донорам следует поменьше обещать и побольше делать.

В отношении России Запад смягчает свою политику, приводя ее в соответствие со многими стратегическими интересами, такими как ядерный мир, энергопоставки для Европы, тыловое обеспечение в Афганистане сил НАТО. Запад поддержит дебют арабов, если при этом не будут возникать угрозы безопасности Израиля, поставкам энергоресурсов, а также единому фронту, который выступает против иранских устремлений обладать ядерным оружием. Эти интересы стоят выше всех остальных.

И все-таки Запад демонстрирует арабскому пробуждению мощную поддержку в своей политике по отношению в Египте к Хосни Мубараку,  в Ливии к Муаммару Каддафи, а сейчас и в Сирии  к Башару аль-Асаду.

Запад разочаровался в России в своих попытках реформировать элиту среднего возраста, учившуюся в советское время. В арабских странах ему стоит взять на прицел более долгострочную перспективу: влияние надо оказывать на молодых и оказывать им помощь в создании институтов гражданского общества, таких как общественные и политические организации и частные предприятия. Отправка как можно большего числа арабских студентов учиться в западные университеты станет лучшей формой инвестиций.

Постсоветские западные действия в России возглавляли Соединенные Штаты. Сейчас Европа пребывает в оптимальной ситуации, чтобы оказывать содействие переменам в основной часть арабского мира и налаживать прочные контакты между людьми и экономические связи. Арабское развитие снизит потоки иммиграции на европейский континент, а также будет иметь колоссальные последствия для процветания Европы и общественного мира.

Заслуживает похвалы ведущая роль Европы в оказании борющимся за свержение Каддафи ливийским повстанцам помощи, но это лишь начало. Соединенные Штаты решительно будут содействовать иракским реформам, а также в некоторой мере в Саудовской Аравии и в Египте. А Европа в этом отношении должна взять роль лидера на себя относительно других переживающих период перемен арабских стран. Эти последние страны стратегическое значение имеют для Европы, но не для Америки, и этот факт подтверждают внутренние выступления против участия в ливийской кампании Америки.

 Для Европы арабские проблемы могут стать важнейшей задачей на долгие годы. Со времен Второй мировой войны не были столь многообещающими возникающие возможности, а в зарубежном европейском лидерстве не было столь значительной потребности.

Нравится Tweet
Показать код для вставки в блоги


Показать как будет выглядеть в блоге