Внешняя ПолитикаВоскресенье, Июль 24, 2011

В заложницах перезагрузка

Сергей Лавров фото

Сергей Лавров

Теряются обороты в российско-американских отношениях. Официальные американские лица приветствуют успехи, достигнутые в вопросах усыновления и облегчения визового режима, называя это в двусторонних отношениях ключевым моментом. В то же время Сергей Лавров, министр иностранных дел, присвоил противоракетной обороне ярлык мощнейшего «раздражителя» и «главной проблемы», которая определяла ход российско-американских переговоров на прошлой неделе в Вашингтоне. Россия снова поставила в тупик перезагрузку у упустила возможность вывода отношений за рамки вопросов традиционной конфронтации и безопасности, пишет издание «The Moscow Times»

Однако заявления Лаврова особого удивления не вызывают. В поддержке международного престижа страны главную роль играет ядерный российский арсенал, так что Кремль начинает упираться при появлении даже малейшего намека обесценивание стратегических своих сил из-за создании противоракетной системы обороны.

Существует основоположная неувязка во взглядах США и России на угрозы безопасности и ПРО. Так как Россия не считает Иран настоящей угрозой, несмотря на то, что тот близок к обладанию ядерным оружием, она отвергает необходимость создания США современной противоракетной системы обороны в Европе. Во-первых, Иран пока не обладает угрожающим России ракетным оружием. Во-вторых, Россия считает, что благодаря историческим связям с Ираном и своему ядерному арсеналу она сможет отвести все возможные угрозы от себя. Здесь уместно сравнение с Северной Кореей, Индией и Пакистаном, которые не представляют для России реальной угрозы, хотя их ядерное оружие способно достигнуть  территории России, ведь Россия может стереть с лица Земли эти страны своими ядерными силами.

Соответственно, политика России направлена на поддержание конструктивных отношений с Ираном, поскольку он близок к созданию ядерного оружия. Основой такой политики страхования рисков является идея о том, что от дружественного Ирана с ядерным оружием Россия может получить больше, чем от Ирана, который обижен и возмущен ее действиями, поддерживающими международные усилия, направленные на сдерживание ядерной иранской программы. Три важных фактора влияют на такую политику. Во-первых, военно-промышленный комплекс России от сотрудничества с Ираном стремится получить экономические выгоды. Во-вторых, Кремль считает, что Северная Корея и Иран являются ключом к сдерживанию в их регионах американских интересов. И в-третьих, Россия признает, подобно Западу, что никак не сможет свергнуть ядерную иранскую программу без нанесения ядерного удара.

Русские признают в частном порядке, что в запланированном на сегодня виде противоракетная оборона проблем не представляет, поскольку ракеты-перехватчики, намеченные к размещению, будут размещены слишком далеко от России, дальность их слишком мала, а количество незначительно, чтобы подорвать российский ядерный стратегический потенциал.

Поэтому Россия часто занимает политическую позицию в своем противодействии противоракетной обороне. Она считает, что на европейские дела имеет ограниченное влияние, и что ПРО создаст прецедент, который оттеснит ее на обочину в самом важном вопросе европейской безопасности. Но российскому руководству следует понять, что если США решать продолжать создание ПРО невзирая на согласие или протест России, то Москва сможет мало что сделать.

Следовательно, Россия держит в заложницах перезагрузку, тормозя из-за ПРО развитий отношений. Хотя России не угрожает и не нужна противоракетная оборона, Москва использует ее с целью получения своим прерогативам поддержки в обмен на содействие по крайне важным для Запада вопросам, например, по Ливии и Афганистану. Неудивительно, что также Лавров сильно хотел обсудить с Вашингтоном вопрос относительно вступления России в ВТО, уже давно ждущий своего решения.

По мере сил Россия будет затягивать переговоры по ПРО, как и с ядерным разоружением, чтобы добиться максимальных выгод для себя. Однако она никогда не признается в этом публично, ведь она не может допустить, чтобы посчитали, что она поддалась США. Помимо этого, ее кажущаяся и реальная мощь сил ядерного сдерживания является крайне важной для того, чтоб Россия имела возможность сидеть за столом великих держав. Вместе с тем, Россия считает, что возможностей влияния на европейскую безопасность у нее все меньше, так что при условии отказа от сотрудничества по ПРО ее могут запросто удалить с поля.

Для России может стать упущенной возможностью отказ от учсатия в той или иной мере в проекте ПРО. Стремление Росси считаться равной с США должно удовлетвориться сотрудничеством. Соединенные Штаты, как более сильный партнер. могут позволить себе быть сговорчивее относительно озабоченностей России, а именно, касательно противоракетной обороны. Также это соответствует давним усилиям Соединенных Штатов по устранению негативных тенденций и инерции в отношениях с Россией, как , к примеру, нынешняя политика перезагрузки. При условии, что Америка так поступит, у России исчезнут основания для того, чтобы двусторонние отношения держать в заложниках. Также это окажет содействие развитию сотрудничества в тех областях, которые вызывают общую обеспокоенность.

Нравится Tweet
Показать код для вставки в блоги


Показать как будет выглядеть в блоге